Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы имеют приоритетное значение. Права человека могут быть реализованы тогда, когда люди информированы о своих правах и знают, как их использовать. Поэтому образование в области прав человека имеет важнейшее значение для эффективного выполнения установленных стандартов. Осознание молодыми поколениями своих прав и того, как их использовать, зависит, прежде всего, от системы школьного образования. Школы не только должны распространять основные знания о нормах в области прав человека и механизмах для их защиты, но и играть основополагающую роль в укреплении таких ценностей, как уважение к другим людям, отказ от дискриминации, гендерное равенство и демократическое участие. СМИ, информационные и коммуникационные технологии сегодня играют важнейшую роль в жизни детей. Дети каждый день смотрят телевизор часами, но все больше и больше времени они проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование.
По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами.
Рассмотрим основные риски действия Интернет-угроз.
Классификация Интернет-угроз
Электронная безопасность
Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.
Вредоносные программы
Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.
Спам
Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.
Кибермошенничество
Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.
Коммуникационные риски
Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.
Контентные риски
Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.
Неподобающий контент
В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.
Незаконный контакт
Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.
Киберпреследования
Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.
Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи. Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:
Информационная безопасность детей
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Кто в ответе за наших детей в интернете?
Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. И так по порядку:
Защита детей от информационных угроз и рисков Интернет-ресурсов связана с формированием медиа-грамотности. В образовательных учреждениях данная задача может решаться педагогами с использованием различных форм медиа-образования.
Медиа-грамотность определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.
Медиа-образование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.
Защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и безопасности, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиа-безопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).
Цель проведения уроков медиа-безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
5) оправдывающая противоправное поведение;
6) содержащая нецензурную брань;
7) содержащая информацию порнографического характера.
На сайте «Дети онлайн» родители и педагоги могут найти рекомендации, которые помогут вам обеспечить медиабезопасность детей в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи. Также значимой является совместная работа с родителями по формированию у них базовых знаний, связанных с правилами безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Материалы для подготовки и проведения родительских собраний по проблемам информационной безопасности детей
Выделим ключевые рекомендации, которые могут помочь родителям в решении проблемы безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы.
Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и, тем более, не всегда знают, как ее предотвратить.
Родителям следует обратить внимание на ряд признаков в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о том, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб
Предупреждение кибермошенничества:
Безопасное совершение покупок в Интернет-магазинах
Как распознать интернет-и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальнаяаддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Согласно исследованиям Кимберли Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:
Если Вы считаете, что Ваши близкие, в том числе дети, страдают от чрезмерной увлеченности компьютером, это наносит вред их здоровью, учебе, отношениям в обществе, приводит к сильным конфликтам в семье, то Вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой. Они помогут построить диалог и убедить зависимого признать существование проблемы и согласиться получить помощь. Помощь может быть оказана как в специальных терапевтических группах, так и стационарно, с использованием специальных медицинских процедур.
Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать Ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от Вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете
Пять правил безопасного пользования электронной почтой:
В приложении 1 помещены ответы на актуальные вопросы родителей по проблемам безопасного пользования Интернет-ресурсами, которые могут быть рассмотрены в ходе собраний, консультаций, а также размещены на школьных сайтах в рубрике «Для Вас, родители».
В приложении 2 помещены информационные материалы для педагогов к проведению с детьми разных возрастных групп классных часов, бесед по проблемам безопасности в сети Интернет.
Приложение 1
Актуальные вопросы родителей
Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?
Все родители, наверняка, часто говорят о том, что их дети много времени проводят за домашними заданиями или что их дети мало гуляют и, в основном, сидят дома. Поэтому родители вряд ли удивятся результатам исследований, показывающим, что дети проводят за компьютером слишком много времени. Этому вопросу родителям надо уделить особое внимание. Сегодняшним детям компьютер заменил множество разнообразных действий. Эта машина помогает им в выполнении домашних заданий, а при необходимости предоставляет услуги телефонной связи, «игровой площадки», музыкального и видео сервиса и других развлечений.
Ваше беспокойство должно зависеть от того, каким образом ваш ребенок использует отведенное ему для компьютера время и много ли времени ему остается для других занятий и развлечений. Если ребенок, просыпаясь утром или вбегая домой после школы, в первую очередь включает компьютер и сидит за ним до тех пор, пока не ляжет спать, у вас, скорее всего, будут проблемы.
Совсем маленьким детям до пяти лет не следует проводить много времени за компьютером. Жизненно важным для них является развитие познавательных способностей и изучение других видов деятельности. Дети 10-летнего возраста должны совмещать компьютер с другими занятиями. В отношении раннего школьного возраста трудно сказать, сколько точно времени отвести ребенку на компьютер, т.к. в этом возрасте дети очень различаются по развитию. Некоторые дети пытаются в любую свободную минуту выйти в чат (наподобие тех из нас, взрослых, которые любят болтать по телефону). Других притягивает сам компьютер: учебные программы, создание веб-страниц, устройство компьютера.
Наш совет – внимательно следите за поведением ребенка. Какие-либо изменения в его поведении станут лучшим индикатором негативных явлений, которые должны насторожить Вас. Например, если ребенок перестал общаться с друзьями, заниматься спортом или просто выходить на улицу, или же у него резко упала успеваемость в школе – все это вы должны проанализировать. Если ваш ребенок замкнут или необщителен, то вы должны со всей серьезностью отнестись к увлечению Вашего ребенка компьютером. Поэтому, решение вопроса лимита времени, проводимого Вашим ребенком за компьютером, зависит, прежде всего, от Вас самих, с учетом того, что Вы будете внимательно следить за поведением ребенка и хорошо представлять себе, для чего именно ребенок использует компьютер. При этом некоторые медики предлагают четкие возрастные схемы максимально допустимого времени пользования компьютером.
С какого возраста можно разрешать ребенку пользоваться своей собственной электронной почтой?
Не существует жесткого возрастного ограничения. Самый простой ответ: вы можете допустить ребенка к е-mail в том случае, если он выражает желание пообщаться с кем-нибудь модным образом. Прежде чем зарегистрировать почтовый ящик, предложите ему для начала использовать ваш и под присмотром написать, например, брату или лучшему другу.
Электронная почта – это здорово, потому что она преодолевает все географические и возрастные барьеры. Как правило, дети становятся готовыми к использованию е-mail с 7-8 летнего возраста.
Следует ли использовать программу контроля за поведением ребенка в Интернете?
Родители, в целом, еще не пришли к единому мнению по этому вопросу и, как правило, делятся на два лагеря. Одна сторона считает, что контроль за поведением дает детям гарантию безопасности, другие категорически возражают им тем, что это равносильно организации слежки за детьми.
Программы контроля предназначены для того, чтобы точно знать, что ваш ребенок делает в Интернете. Они позволяют Вам вести запись адресов, которые ваш ребенок посещает в Интернете. Известны даже случаи, когда ведение подобных записей помогало представителям правоохранительных органов.
Видимо, вывод может быть следующий. Если вы решились поставить компьютерную деятельность Вашего ребенка под контроль, вам следует поставить его в известность. Если же вы контролируете своего ребенка безего ведома, вы, действительно, шпионите за ним. Скорее всего, если вы расскажете ребенку, что установили программу контроля в целях его собственной безопасности, он поймет вас. И, наконец, помните, что вашей основной целью является воспитание молодого человека, который сможет правильно пользоваться Интернетом, даже если никто не будет его контролировать.
Ребенок скачивает много музыки из Интернета. Законно ли это?
Ответ зависит от того, где ваш ребенок берет эту музыку. В настоящий момент общая ситуация с музыкой в Интернете достаточно сложная и запутанная. Есть сайты, которые требуют помесячной оплаты за скачивание определенного количества песен. Есть сайты, которые совершенно бесплатно предлагают музыку для скачивания на законных основаниях, т.к. музыканты дали свое разрешение пользоваться образцами их музыки или же они каким-то другим образом получают свои авторские гонорары. Существуют сайты, на которых необходимо платить за каждую скачанную песню, т. е. своего рода «слушаешь, пока платишь». А еще есть сайты, с которых можно скачать любую музыку совершенно свободно, но это, по всей вероятности, будет нарушением авторских прав. Дети особенно любят такие сайты, поскольку у них обычно нет денег для скачивания музыки.
На сайтах, где предлагается обмен музыкальными записями, пользователи могут обмениваться музыкальными файлами друг с другом. Это своего рода громадный клуб по обмену музыкой. Главная проблема в том, что музыканты, создающие музыку, не получают своих авторских гонораров. Кроме того, подобные сайты не дают гарантии качества. Наконец, очень легко подцепить какой-нибудь вирус, пользуясь услугами таких бесплатных сайтов.
Ребенок часто, отходя от компьютера, посылает своим друзьям подробные сообщения о том, где он находится в это время. Хорошо это или плохо?
Многие программы мгновенных сообщений предлагают вам размещать сообщения, извещающие желающих связаться с вами людей о том, что вас нет у компьютера. Дети могут детально и подробно информировать о том, куда они собрались идти и долго ли они будут отсутствовать. Некоторым родителям такие сообщения очень нравятся, поскольку они точно знают, где находится в настоящее время их ребенок. Однако все-таки следует объяснить ребенку, что не следует быть слишком откровенным в Сети.
Приложение 2
Рекомендации для детей по информационной безопасности в Интернете
Для учащихся начальных классов
Для учащихся 5-9 классов
Для учащихся 10-11 классов
Ваш личный Интернет рекомендует:
Электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»
1. http://www.saferinternet.ru/ - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы;
2. http://www.saferunet.ru/ - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Интернет-угрозы и эффективное противодействием им в отношении пользователей;
3. http://www.fid.su/ - Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета;
4. http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html - Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в
Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft "Безопасность детей в Интернете" и "Партнерство в образовании". В разделе для учащихся (7-16 лет) предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной безопасности;
5. http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids – Club Symantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация о средствах родительского контроля;
6. http://www.nachalka.com/bezopasnost - Nachalka.com предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе. Статья «Безопасность детей в Интернете». Советы учителям и родителям;
7. http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html - Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным;
8. http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации;
9. http://www.interneshka.net/children/index.phtml - «Интернешка» - детский онлайн-конкурс по безопасному использованию сети Интернет. Советы детям, педагогам и родителям, «полезные ссылки». Регистрация и участие в конкурсе по безопасному использованию сети Интернет;
10. http://www.oszone.net/6213/ - OS.zone.net - Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль»;
11. http://www.rgdb.ru/innocuous-internet - Российская государственная детская библиотека. Ресурс для детей и родителей. Правила безопасного Интернета. Обзор программных продуктов для безопасного Интернета. Как защититься от Интернет-угроз. Ссылки на электронные ресурсы, информирующие об опасностях и защите в Сети;
12. https://www.google.ru/safetycenter/families/start/basics/ - Центр безопасности. Краткие рекомендации помогут обеспечить безопасность членов семьи в Интернете, даже если вечно не хватает времени;
Источники: https://cvpvum.edusev.ru/conditions/safety/post/178859 , http://www.school385.ru/vospitatelnaya-rabota/bezopinternet/