Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Советы учителя-логопеда

Логопед знает, как

- научить ребенка правильно произносить звуки. Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда 

- развивать фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

- расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.); У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

- работать над умением составлять рассказы, пересказы;

- обучить ребенка грамоте, чтению и письму;

- справиться с проблемой нарушения чтения, письма - дислексией и дисграфией;

- формировать слоговую структуру слова; Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

- безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку); Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает норамальному произношению звуков Л и Р. Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты. И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

Для вас, родители!

Если малыш в 1 год практически не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, многие близкие люди и даже иногда специалисты часто говорят следующие вещи: здесь нет ничего страшного, нет повода для беспокойства, нужно подождать, особенно если ребенок - мальчик. И большинство родителей ждут. Конечно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается, к сожалению, упущенной возможностью для начала своевременной коррекции. Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с "речевыми" детьми. Ведь существует достаточно много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития, способы коррекции и лечения в различных случаях существенно отличаются.

Что же необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорит в соответствии со своим возрастом?

1. Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он также, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

2. Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами? (подробней в тексте).

3. Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда

4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Интернет-ресурсы

Виды нарушений речи

В зависимости от уровня поражения, мы можем иметь различные варианты речевых нарушений:

- Наиболее простой и распространенный вариант, когда негрубо нарушено звукопроизношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно "научить" мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.

- При нарушении иннервации периферического речевого аппарата возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания - ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае на много трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога. 

- При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).

- Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает речь взрослых, в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников, словарный запас бедный, он часто ошибается при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение, такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.

- Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении определенных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.

Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко.

В детском возрасте встречается реактивный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью как невротическое проявление. Но могут подобным образом начинаться и психиатрические заболевания.

Заикание не предоставляет трудности для диагностики. О его причинах, видах и вариантах лечения мы расскажем в отдельной статье.

Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. По этому все дети, у которых речевое развитие задержано должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития. Это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения. Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что ребенок плохо слышит. 

Наверх